Железнодорожные перевозки продолжают играть важную роль в транспортировке металлолома по России, на долю которых приходится более 60% всех перевозок. Однако в 2024 году объемы транспортировки черных металлов по железной дороге значительно сократились: с января по июль было перевезено 6,7 млн тонн, что на 11% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это снижение вызывает тревогу среди участников рынка, так как логистические расходы на транспортировку лома уже превышают 20% от его стоимости, что делает бизнес-модель невыгодной.
Дефицит вагонов и растущие тарифы
Основные проблемы, влияющие на снижение объемов перевозок, связаны с нехваткой железнодорожных вагонов, увеличением тарифов и удлинением сроков доставки. Ситуация усугубляется в периоды повышенной сезонной нагрузки, когда железные дороги переориентируются с грузопотоков на перевозку пассажиров. В августе, когда традиционно возрастает спрос на металл в строительстве и металлургии, ситуация обостряется: предпочтение отдается перевозке щебня, так как этот груз сложно выгружать в зимние месяцы, тогда как металлолом может оставаться в очереди до конца октября или даже дольше. Это приводит к увеличению себестоимости лома и создает угрозу для обеспечения сырьем металлургических заводов.
Стоимость вагонов и условия перевозки
Стоимость железнодорожных вагонов за последние несколько лет резко возросла. Если в 2021 году стандартный грузовой вагон стоил около 3,5 млн рублей, то в 2024 году цена варьируется от 5 до 6,5 млн рублей. При этом, несмотря на высокие цены, вагоны сложно найти в аренду, так как владельцы вагонов неохотно предоставляют их для перевозки металлолома, считая его сложным грузом, который может повредить подвижной состав.
Дефицит вагонов также усугубляется лазейками в законодательстве, которые позволяют операторам железных дорог взимать дополнительные сборы за простой вагонов. Металлургические предприятия вынуждены заключать долгосрочные контракты на 5–7 лет, в рамках которых они не всегда могут предоставить вагоны для перевозки лома или принять лом на своих вагонах. Это создает неконкурентные условия для отправителей грузов, что противоречит принципам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.
Поиск альтернативных способов доставки
С учетом сложностей железнодорожной перевозки, грузоотправители все чаще ищут альтернативные способы транспортировки металлолома. На небольших расстояниях, до 150–200 километров, использование автотранспорта оказывается более выгодным. Однако и здесь возникают проблемы. В 2023-2024 годах перевозка лома автотранспортом увеличилась на 25%, но в летний период приоритет отдается перевозкам агропромышленных грузов, таких как зерно, что ставит металлолом в очередь на осень.
Создание собственного автопарка может быть решением для заготовителей лома, но это требует значительных инвестиций, так как цены на горюче-смазочные материалы и стоимость спецтехники значительно выросли. Цены на ломовозы, которые в 2021 году составляли около 10 млн рублей, в 2024 году уже превышают 13 млн рублей, и ожидается дальнейшее повышение в связи с увеличением утилизационного сбора.
Влияние экспортных пошлин и рыночных условий
Одной из причин снижения объемов перевозки металлолома является введение заградительных пошлин на его экспорт. С 2023 года действует пошлина, которая была продлена до конца 2024 года, чтобы стимулировать внутреннее потребление. Это делает экспорт менее привлекательным, что снижает объемы транспортировки и ухудшает рентабельность бизнеса. Независимо от выбранного вида транспорта, транспортные расходы составляют 10–15% от конечной стоимости металлолома, и они не могут быть компенсированы на фоне снижения цен на металл на мировом рынке.
В условиях растущих транспортных расходов, дефицита вагонов и сложностей с экспортом, участники рынка вынуждены искать новые пути для оптимизации своей деятельности. Один из возможных вариантов — создание собственного парка вагонов или автомобилей для перевозки металлолома. Однако, учитывая высокие затраты на покупку и обслуживание техники, а также нарастающее давление со стороны рыночных и законодательных факторов, ломозаготавливающие компании оказываются в сложной ситуации. В этой связи они возлагают большие надежды на поддержку со стороны государства, ожидая, что вмешательство поможет улучшить условия для их бизнеса.
Другие статьи
В последние годы на российский рынок металлолома всё меньше влияют глобальные экономические события. Санкции и ограничительные меры способствовали тому, что […]
Правительство приняло решение продлить экспортные квоты на металлолом, что оказывает значительное влияние на металлургическую отрасль. Новая квота составляет 550 000 […]
В современном бизнесе переработка металлов занимает центральное место в стратегиях устойчивого развития и заботы об окружающей среде. В условиях дефицита […]
Переработка лома черных металлов играет ключевую роль в металлургической промышленности, поскольку позволяет существенно экономить природные ресурсы без ущерба качеству производимой […]