Почему перевозка металлолома по железной дороге становится невыгодной?

Принимаем любой лом в любом количестве по самым высоким ценам с 2005 года

Железнодорожные перевозки продолжают играть важную роль в транспортировке металлолома по России, на долю которых приходится более 60% всех перевозок. Однако в 2024 году объемы транспортировки черных металлов по железной дороге значительно сократились: с января по июль было перевезено 6,7 млн тонн, что на 11% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это снижение вызывает тревогу среди участников рынка, так как логистические расходы на транспортировку лома уже превышают 20% от его стоимости, что делает бизнес-модель невыгодной.

Дефицит вагонов и растущие тарифы

Основные проблемы, влияющие на снижение объемов перевозок, связаны с нехваткой железнодорожных вагонов, увеличением тарифов и удлинением сроков доставки. Ситуация усугубляется в периоды повышенной сезонной нагрузки, когда железные дороги переориентируются с грузопотоков на перевозку пассажиров. В августе, когда традиционно возрастает спрос на металл в строительстве и металлургии, ситуация обостряется: предпочтение отдается перевозке щебня, так как этот груз сложно выгружать в зимние месяцы, тогда как металлолом может оставаться в очереди до конца октября или даже дольше. Это приводит к увеличению себестоимости лома и создает угрозу для обеспечения сырьем металлургических заводов.

Стоимость вагонов и условия перевозки

Стоимость железнодорожных вагонов за последние несколько лет резко возросла. Если в 2021 году стандартный грузовой вагон стоил около 3,5 млн рублей, то в 2024 году цена варьируется от 5 до 6,5 млн рублей. При этом, несмотря на высокие цены, вагоны сложно найти в аренду, так как владельцы вагонов неохотно предоставляют их для перевозки металлолома, считая его сложным грузом, который может повредить подвижной состав.

Дефицит вагонов также усугубляется лазейками в законодательстве, которые позволяют операторам железных дорог взимать дополнительные сборы за простой вагонов. Металлургические предприятия вынуждены заключать долгосрочные контракты на 5–7 лет, в рамках которых они не всегда могут предоставить вагоны для перевозки лома или принять лом на своих вагонах. Это создает неконкурентные условия для отправителей грузов, что противоречит принципам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Поиск альтернативных способов доставки

С учетом сложностей железнодорожной перевозки, грузоотправители все чаще ищут альтернативные способы транспортировки металлолома. На небольших расстояниях, до 150–200 километров, использование автотранспорта оказывается более выгодным. Однако и здесь возникают проблемы. В 2023-2024 годах перевозка лома автотранспортом увеличилась на 25%, но в летний период приоритет отдается перевозкам агропромышленных грузов, таких как зерно, что ставит металлолом в очередь на осень.

Создание собственного автопарка может быть решением для заготовителей лома, но это требует значительных инвестиций, так как цены на горюче-смазочные материалы и стоимость спецтехники значительно выросли. Цены на ломовозы, которые в 2021 году составляли около 10 млн рублей, в 2024 году уже превышают 13 млн рублей, и ожидается дальнейшее повышение в связи с увеличением утилизационного сбора.

Влияние экспортных пошлин и рыночных условий

Одной из причин снижения объемов перевозки металлолома является введение заградительных пошлин на его экспорт. С 2023 года действует пошлина, которая была продлена до конца 2024 года, чтобы стимулировать внутреннее потребление. Это делает экспорт менее привлекательным, что снижает объемы транспортировки и ухудшает рентабельность бизнеса. Независимо от выбранного вида транспорта, транспортные расходы составляют 10–15% от конечной стоимости металлолома, и они не могут быть компенсированы на фоне снижения цен на металл на мировом рынке.

В условиях растущих транспортных расходов, дефицита вагонов и сложностей с экспортом, участники рынка вынуждены искать новые пути для оптимизации своей деятельности. Один из возможных вариантов — создание собственного парка вагонов или автомобилей для перевозки металлолома. Однако, учитывая высокие затраты на покупку и обслуживание техники, а также нарастающее давление со стороны рыночных и законодательных факторов, ломозаготавливающие компании оказываются в сложной ситуации. В этой связи они возлагают большие надежды на поддержку со стороны государства, ожидая, что вмешательство поможет улучшить условия для их бизнеса.

Вакансии

Руководитель, ответственный за производство работ на промышленной площадке по заготовке и переработке металлолома

Обязанности: приемка, сортировка по группам, газорезка, выборка вопов; отгрузка товара на вагонах и автотранспорте по комбинатам согласно т.у.

График работы: 2/2 с 09:00 до 21:00

ЗП: 100 000 ₽

Присылайте свое резюме на почту makar-a77@mail.ru

Или заполните форму ниже:

Откликнуться на вакансию

*Кандидаты без резюме не рассматриваются

Пункты приема металлолома
СПб, Рыбацкое, дорога на Петро-Славянку, д.3
Телефон: +7 (921) 384-49-00
Смотреть на карте
СПб, Шафировский проспект, д.10, корп.В
Телефон: +7 (965) 031-00-31
Смотреть на карте
СПб, Октябрьская набережная, д.104, корп.49
Телефон: +7 (905) 200-00-22
Смотреть на карте

Другие статьи

Тенденции ценообразования металлолома в России

В последние годы на российский рынок металлолома всё меньше влияют глобальные экономические события. Санкции и ограничительные меры способствовали тому, что […]

Влияние экспортных квот на рынок металлолома

Правительство приняло решение продлить экспортные квоты на металлолом, что оказывает значительное влияние на металлургическую отрасль. Новая квота составляет 550 000 […]

Роль переработки металла в развитии металлургических компаний

В современном бизнесе переработка металлов занимает центральное место в стратегиях устойчивого развития и заботы об окружающей среде. В условиях дефицита […]

Классификация лома черных металлов и его виды

Переработка лома черных металлов играет ключевую роль в металлургической промышленности, поскольку позволяет существенно экономить природные ресурсы без ущерба качеству производимой […]