Тенденции ценообразования металлолома в России

Принимаем любой лом в любом количестве по самым высоким ценам с 2005 года

В последние годы на российский рынок металлолома всё меньше влияют глобальные экономические события. Санкции и ограничительные меры способствовали тому, что внутренний рынок металла стал менее зависимым от международной конъюнктуры. Ранее экономические потрясения в странах-импортерах, таких как Турция, могли существенно повлиять на цены на российский лом.

Сегодня же, несмотря на проблемы в строительном секторе Турции, её влияние на российский рынок минимально. Эксперты отмечают, что российский рынок лома всё более автономен и меньше зависит от мировых трендов, включая турецкий рынок.

Одной из причин такого положения является продление правительством квот на экспорт лома и отходов черных металлов. Согласно новым правилам, квота составляет 550 тысяч тонн, и при экспорте в пределах этой квоты взимается пошлина в размере 5%, но не менее 15 евро за тонну. За пределами квоты пошлина увеличивается до 290 евро за тонну.

Эти меры направлены на обеспечение стратегическим сырьем отечественных металлургических предприятий, что на практике приводит к снижению объемов экспорта и увеличению предложения на внутреннем рынке. В результате экспорт лома оказывает минимальное влияние на формирование цен внутри страны.

Влияние металлургов и логистики на внутренний рынок

Сегодня российские цены на металлолом в значительной степени зависят от спроса со стороны отечественных заводов и от расходов на логистику. Согласно данным отраслевых аналитиков, потребление лома на заводах снизилось на 16% в первой половине 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, что привело к снижению спроса на 1,67 млн тонн. Одновременно с этим увеличиваются затраты на транспортировку. Железнодорожные тарифы ежегодно растут, и за последние годы повышение составило от 3,5% до 18,6% в год, в зависимости от периода. В 2024 году тарифы выросли на 11%, что также оказало давление на стоимость металлолома.

Альтернативные виды транспорта, такие как автомобильные перевозки, также подорожали. Рост цен на горюче-смазочные материалы в среднем по стране составил 40%, а в некоторых регионах, таких как Южный федеральный округ, этот показатель превысил 100%. Также выросли гонорары водителей, что связано с конкуренцией за рабочую силу, особенно с сельским хозяйством. Увеличились и затраты на ремонт и техническое обслуживание спецтехники, в том числе из-за ухода иностранных поставщиков с рынка.

Региональные особенности ценообразования

Внутренний рынок металлолома в России характеризуется значительными региональными различиями, что оказывает влияние на формирование цен. В некоторых регионах, таких как ДНР и ЛНР, вывоз лома запрещен, что делает местные заводы монопольными покупателями. В других регионах, например, на Дальнем Востоке, локальные заводы также занимают монопольное положение, поскольку вывоз лома на экспорт сильно ограничен.

В регионах с дефицитом лома, таких как Урал и Юг России, цены на металлолом формируются с учетом конкуренции между местными заводами и условий логистики. В некоторых регионах, где географические условия позволяют отправлять лом только на экспорт, цены могут оставаться стабильными на протяжении нескольких месяцев. Такая ситуация характерна для Калининградской области, ряда регионов Арктики и Дальнего Востока, а также частично для Санкт-Петербурга.

Влияние безналичных расчетов и политики ЦБ на рынок металлолома

Введение безналичных расчетов осенью прошлого года стало одним из значимых факторов, влияющих на рынок металлолома в России. С 1 октября 2023 года, согласно новому закону, оплата металлолома от физических лиц может осуществляться только через банковский перевод. Ожидалось, что эти меры приведут к повышению цен на лом, однако реальность оказалась иной. Основное влияние на ценообразование по-прежнему оказывают внутренний спрос, региональные особенности и общая конъюнктура. К тому же рынок оказался не готов к нововведениям — комиссии за переводы на банковские карты достигали 10%, а сами приемщики неохотно внедряли банковские терминалы. В результате объемы заготовки лома сократились по всей стране.

Не менее значимым фактором, влияющим на рынок, стала политика Центробанка. В 2024 году ключевая ставка уже достигла 16%, и по прогнозам она может подняться до 20% к концу года. Это привело к удорожанию кредитов, лизинга и других финансовых инструментов, что оказывает прямое влияние на стоимость металлолома. При цене в 25 000 рублей за тонну ежедневные расходы на хранение лома могут достигать 13–15 рублей за тонну, что делает запасы экономически невыгодными, если нет уверенности в дальнейшем росте цен.

Влияние внутреннего спроса и отраслевых факторов

Высокая ставка также негативно отразилась на темпах жилищного строительства, где металлопрокат является ключевым материалом. Дорогая ипотека снизила спрос на недвижимость, что, в свою очередь, уменьшило потребление металла в строительстве. С другой стороны, увеличивающийся спрос на металл для военной техники частично компенсирует эти потери, оказывая поддержку ломозаготовительной отрасли.

Цены на металлолом в значительной степени зависят от внутреннего спроса, состояния ключевых металлоемких отраслей (строительство, транспорт, машиностроение) и экспортных условий, таких как курс рубля и логистические издержки. Индексы металлургических агентств, таких как Metals & Mining Intelligence (MMI), часто используются в качестве ориентиров для ценообразования на рынке металлолома.

Прогнозы по динамике цен на металлолом

Согласно мнению аналитиков, в августе ожидается рост цен на лом черных металлов из-за сезонного увеличения потребления. К концу года цены могут вырасти на 5% по сравнению с началом года, что будет связано с увеличением объемов выплавки стали. Основными драйверами роста станут строительство, машиностроение и энергетика, где ожидается увеличение потребления на 0,5%, 5% и 10% соответственно.

Однако стоит учитывать, что негативное влияние на цены может оказать снижение экономической активности в строительстве из-за сворачивания льготных ипотечных программ и жесткой денежно-кредитной политики Центробанка. Экспортный потенциал также будет ограничен заградительными пошлинами и укреплением рубля, что ограничит рост цен на внутреннем рынке.

Влияние внешних факторов на рынок металлолома

На международном уровне также наблюдается тенденция снижения цен на лом черных металлов. В Азии во втором квартале 2024 года произошло падение цен, связанное с увеличением объемов поставок из Китая на фоне слабого внутреннего спроса. Ожидается, что глобальные цены на лом продолжат испытывать давление из-за низкого спроса на переработку и усиливающейся конкуренции со стороны импорта квадратной заготовки.

По мнению экспертов, текущая ситуация на рынке металлолома в России остается нестабильной. Лом в основном продается «с колес», так как его накопление становится экономически невыгодным. Однако, как только спрос со стороны металлургических заводов начнет расти, цены также пойдут вверх. Ожидается, что это произойдет в ближайшие месяцы, когда заводы начнут пополнять запасы перед зимним периодом. В случае существенного ослабления рубля цены на лом также могут увеличиться из-за роста спроса со стороны электрометаллургии на экспортные поставки.

Вакансии

Руководитель, ответственный за производство работ на промышленной площадке по заготовке и переработке металлолома

Обязанности: приемка, сортировка по группам, газорезка, выборка вопов; отгрузка товара на вагонах и автотранспорте по комбинатам согласно т.у.

График работы: 2/2 с 09:00 до 21:00

ЗП: 100 000 ₽

Присылайте свое резюме на почту makar-a77@mail.ru

Или заполните форму ниже:

Откликнуться на вакансию

*Кандидаты без резюме не рассматриваются

Пункты приема металлолома
СПб, Рыбацкое, дорога на Петро-Славянку, д.3
Телефон: +7 (921) 384-49-00
Смотреть на карте
СПб, Шафировский проспект, д.10, корп.В
Телефон: +7 (965) 031-00-31
Смотреть на карте
СПб, Октябрьская набережная, д.104, корп.49
Телефон: +7 (905) 200-00-22
Смотреть на карте

Другие статьи

Почему перевозка металлолома по железной дороге становится невыгодной?

Железнодорожные перевозки продолжают играть важную роль в транспортировке металлолома по России, на долю которых приходится более 60% всех перевозок. Однако […]

Влияние экспортных квот на рынок металлолома

Правительство приняло решение продлить экспортные квоты на металлолом, что оказывает значительное влияние на металлургическую отрасль. Новая квота составляет 550 000 […]

Роль переработки металла в развитии металлургических компаний

В современном бизнесе переработка металлов занимает центральное место в стратегиях устойчивого развития и заботы об окружающей среде. В условиях дефицита […]

Классификация лома черных металлов и его виды

Переработка лома черных металлов играет ключевую роль в металлургической промышленности, поскольку позволяет существенно экономить природные ресурсы без ущерба качеству производимой […]